Наталья Зинина (zi_nina) wrote,
Наталья Зинина
zi_nina

Categories:

Мудрец с налетом Мага = джеллаба + бабуши

Когда я только начала свои размышления об архетипах и о том, как они транслируются через одежду, я была поражена мыслью о том, что архетип, но чаще набор из нескольких архетипов, заложенных в персонаж, далеко не всегда находят отражение в его визуальном образе.

На днях произошло еще одно значимое для меня «открытие»: не всегда сложившийся традиционный тип костюма, транслирующий определенный архетип, совпадает по визуальному посылу с тем архетипом, которой как ожидается будет транслировать владелец этого костюма.

На эту мысль меня натолкнуло сочетание объемного легкого халата и тапочек, традиционное для жителей Марокко. А то что мы все о Японии и Европе. Оно очень красиво укладываются в архетип Мудреца с налетом Мага, а вот носят его далеко не только «мудрецы» и «маги», а огромное количество простых жителей, совершенно разного социального статуса и рода занятий.


слева: фото Miguel Michán источник; справа: источник фото

Джеллаба и бабуши, традиционные виды одежды и обуви, в их исполнении для мужчин, полностью попадают по силуэту и линиям в архетип Мудреца. Если выбрать вариант джеллабы с остроконечным капюшоном и дополнить ее остроносыми бабушами, то появится легкий флер архетипа Мага. Если джеллаба будет без капюшона, а бабуши со скругленными носами — Маг пропадет.

Монохромные или полосатые мужские джеллабы в сочетании с традиционными бабушами повседневного вида смотрятся весьма сдержанно, даже аскетично, на фоне богатства орнаментов зданий, мечетей. Не меняют своего посыла при смене фона с орнаментированного на более сдержанный, типичный для городских улочек. Не проигрывают и в песчаных пейзажах.

Но стоит перенести богатство орнаментов извне на ткани джеллаб, увеличить декоративность бабуш и весь образ перестанет быть лаконичным и спокойным. Сочетание уходит из архетипов Мудреца и Мага. Даже простое добавление этнических украшений уводит от аскетичности, несмотря на одинаковый крой. Поэтому-то речь ведется именно о мужском варианте.


источник фото

Собственно, основная мысль уже изложена, под кат можно и не ходить, но если хочется еще немного иллюстраций и текста...

Джеллаба (djellabas, djellaba) — традиционная берберская одежда, вариант халата, свободного покроя, длинный с длинными рукавами и остроконечным капюшоном. Наличие в одежде капюшона объясняется необходимостью защиты от солнца и песка в жарком климате пустыни. Также в капюшоне иногда предусматривался своего рода карман для хранения небольшого количества еды.
Традиционно джеллабы изготавливались из грубой шерсти или хлопка.

У них, как правило, вышивается окружность горловины, рукавов, орнаментируется вырез на груди. Декорирование «границ» одежды (вырезы, подолы) связано с необходимостью защитить уязвимые для злых духов места, где ткань одежды открывается и через нее проходит незащищенное человеческое тело. Достаточно общий момент для многих традиционных видов одежды. Можно сравнить с расположением обережных вышивок на русских рубахах, к примеру. Думаю, не стоит много расписывать, почему именно женщины нуждаются в повышенной защите от скрытых угроз.


слева: ?; по середине: Марокко, 1920—30, источник фото; справа: маленький мароканец, Тетуан, 1935

Распространена среди мужчин и женщин арабоязычных стран Средиземного моря, в основном североафриканских (Марокко, Тунис и Алжир). У ряда берберских племён цвет джеллабы призван был показать семейный статус носившего её человека (темно-коричневые джеллабы носились холостяками).

Сейчас может иметь различную длину рукава, традиционно остается ниже колена, бывает бек капюшона. На сегодняшний день более всего распространена в Марокко.


слева: фото Leonardo Regoliисточник, справа: источник фото


слева: источник фото; по середине: источник фото; справа: источник фото


слева: фото из Википедии; по середине: фото Gerrit van der Linden источник; справа: фото Thierry Harchies источник

Варианты закладывания ткани капюшонов.


оба фото Wiktor Czerwinski слева: источник; справа: источник

В сочетании с современной обувью выглядят забавно. Про традиционную обувь чуть ниже.


слева: фото luca gargano источник; справа: фото Serge Breard источник


слева: фото the Metropolitan Museum of Art; по середине: источник фото; справа: фото с сайта

Укороченная джеллаба традиционного кроя, насколько я разглядела.


фото с сайта

Джеллабы без капюшона с коротким рукавом, уже очень похожие на турецкие кафтаны (не русские, у них крой другой).


все фото с сайта

Бабуши (франц. babouches, от перс. babuche, башмаки) — обувь, вид мягких и удобных тапочек (slippers), получивших наиболее широкое распространение в Турции, Марокко и Алжире.

Представляют собой тапочки без задников. Сплющенные задняя часть бабуш появилась в следствие необходимости снимать обувь для молитвы пять раз в день. Острый нос обуви, иногда загнутый вверх, более типичен для городских жителей. Простые люди в пустынях предпочитали скругленные формы.

Обувь шили из особого сорта кожи — марокена (тисненого сафьяна), ткани, изготавливали плетением из трав. Современная химия не применяется в производстве знаменитой марокканской кожи. Для очистки шкур от шерсти в ход идет старая добрая негашеная известь, для размягчения кож — голубиный помет и соль. Красители и дубильные растворы получают из растений и минералов.

Ох, как меня в детстве ругала бабушка, что я не берегу сандалии и стаптываю их :) А здесь даже крой обуви подправили так, чтобы задник специально сминался.


слева: источник фото; справа: источник фото


фото с сайта $62


фото с сайта £28.00


фото с сайта £22.00


слева: фото apartmentf15 источник; справа: источник фото

Можно купить на сайте.

Следующие две иллюстрации — обувь от Джорджины Гудман (Georgina Goodman), обувного дизайнера. Стилизация традиционной формы бабуш, незначительные изменения, делающие обувь более удобной.


фото с сайта


фото с сайта

Так же, как и другие традиционные марокканские вещи и предметы обихода, обувь часто декорировалась защитной символикой. В традиционных верованиях различные части тела рассматриваются легкодоступные точки для проникновения злых сил или духов. Ноги считаются уязвимыми для их атак. Украшения, узоры, отделка, вышивка и декоративные камни используются как талисманы-обереги, чтобы отразить нападение вредных сил.

На правой части — старинные желтые бабуши, богато украшенные вышивкой и металлическими накладками.


слева: источник фото; справа: источник фото


слева: источник фото; по середине: фото ptitrouk71 источник; справа: фото Ruth Hallam источник

Намеренно не буду приводить фотографии берберских женщин. Что позориться, если не в теме. Лучше покажу, как похожие варианты трактовались совсем недавно западными жителями.

Джеллаба и одежда, похожая на свободные халаты, всегда была связана с арабскими странами и Востоком — Северная Африка, Турция, Арабский полуостров, Средняя Азия (Узбекистан, Таджикистан), частично Индия и Китай. В этих странах, расположенных почти по экватору, палящее солнце вынуждает носить просторную одежду и закрывать голову, а песок забивается во все отверстия.

В 1960—1970-х годах в европейскую моду ворвались жаркие восточные ветры. И различные варианты халатов снова попали в тренд.

Не малую роль в этом сыграл Ив Сен-Лоран, рожденный и выросший в Алжире, стране, которая в тот период находилась под политическим влиянием Франции. С 1848 года Алжир объявлен территорией Франции (Французский Алжир), разделён на департаменты во главе с префектами и возглавляется французским генерал-губернатором. 18 марта 1962 года Алжир провозгласил независимость от Франции.
Про любовь модельера к Марокко можно прочитать вот в этой статье.


Ив Сен-Лоран

На двух иллюстрациях ниже приведены не сочетания джеллабы с бабушами. На них я попыталась показать общей вектор в трактовке восточных образов в моде того периода.

1960-е


слева: Wilhelmina Cooper, 1960; справа: Catherine Deneuve, Moroccan kaftans in Vogue 1966

1970-е


слева: Caftan Givenchy, L'officiel magazine 1970s; по середине: Sharon Tate, источник фото; справа: photo by Jean Jaques Bugat, 1970, источник фото

От хиппи, взорвавших 1960-е годы и богемного шика 1970-х совсем недалеко до современной трактовки одного из направлений в бохо-стиле (надеюсь, напишу про него), в котором, кроме всего прочего, нашлось место и широким длинным одеждам.

Бохо-стиль



Добавление к сдержанному мужскому варианту дополнительной отделки, этнических украшений, будет уводить образ из архетипов Мудреца и Мага в другие.
Прозрачные ткани, обилие ручных техник, голая кожа, хиппи и бохо-стиль будут двигать образ в архетипы Любовника-Творца. Хотя с бохо-стилем происходит петля и образ все-равно задевает архетип Мага, но в основе Мага бохо-стиля лежит уже не лаконичное сочетание джеллабы и бабуш. Цикл постов, посвященных этому направлению в стиле начинается здесь.
Богатство и сложность орнамента могут вывести образ в архетип Правителя.

Tags: Архетипы Личности, Любовник-Эстет, Маг-Волшебник, Мудрец-Философ
Subscribe

promo zi_nina ноябрь 16, 2015 00:52 1
Buy for 10 tokens
Я пишу про визуальное воплощение архетипов; про взаимосвязи и тандемы архетипов; про одежду, украшения, фильмы и людей. С помощью моих постов можно: • узнать об историях, транслируемых через одежду, • найти свое место в архетипной концепции, • расширить представления о визуальном. А началось все…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments