Наталья Зинина (zi_nina) wrote,
Наталья Зинина
zi_nina

Categories:

Средние века, архетипы Мага и Мудреца

Каждый раз, как я брала какой-то кусочек из архетипа Мага и попристальнее в него вглядывалась, то ловила себя на мысли: «А вот это точно из Средневековья». Так почему же усредненный визуальный образ Мага раз за разом указывал именно на эту эпоху?


Гендальф Серый, кадры из фильмо-эпопеи «Властелин Колец»

Поделюсь своими мыслями.


Саруман Белый, кадры из фильмо-эпопеи «Властелин Колец»


стилизации исторического средневекового женского костюма; слева: мастер с Ярмарки Мастеров; справа: ?


стилизации исторического средневекового женского костюма; слева: источник фото был на eBay; по середине: источник фото; справа: источник фото

Сначала попробую как-то оформить датировку. По моим личным ощущениям, это период не Раннего Средневековье и Темных веков, а период с конца Высокого Средневековья, частично Позднее Средневековье с небольшим заходом в Раннее Возрождение. После раскола церкви в 1054 году на две ветви, Римско-католическую (Западная Европа) и православную (Восточная Европа), и до антропоцентризма и возрождения интереса к наследию античности. О как, периодика не совпала! О_о Если попробовать выразить это в датах, то получаются XI—XV века.

Именно в период Средневековья на территории Европы христианство (католичество) становится доминирующей религией.
Его основной задачей, на мой взгляд, было не завоевывать новые земли, не привлекать новых адептов. Это уже пройденный этап. Хотя сам процесс и не остановим (хочешь жить — расширяйся). И на этом поприще было много проделано (христианизация Британии, Ирландии, Крестовые походы...).

Кроме внешнего расширения, церкви нужно было и провести внутреннюю работу, переосмыслить саму себя, систематизировать знания. К Средним векам этот этап не был пройден. Вот это-то и было важнейшей задачей религии указанного периода.
Религиозно-богословские споры, познание истины — процессы непрекращающиеся, как и расширение ареала. С одной стороны, основные догматы уже сформированы, календарь праздников выстроен, порядок проведения литургий известен... С другой, библейский канон еще не установлен. Какие книги будут признаны боговдохновенными и станут источниками и нормами веры, а какие апокрифичны или даже вредны для изучения истинно верующим (индекс запрещённых книг)? Полные догматические определения канонов не были сделаны до Тридентского собора 1546 года для Римско-католической церкви. Статья в Википедии.
Эти споры начались не в Средние века, а значительно раньше. И в эпоху Средневековья не остановились, не затихли, скорее, стали острее и ярче. Так, что монолитности никогда не было. Но оставим эту тему приверженцам религии, тем более, что, если я скажу хоть слово в этом направлении, все сразу догадаются, что я ничего в теме не шарю.

Попробуем взглянуть на вопрос осмысления внутреннего наполнения религиозных текстов христианства с позиции архетипа Мага. И помним о том, что духовенство какой-никакой, а потомок жреческого сословия политеистических культов, а те, в свою очередь, наследники шаманских практик и далее к началу веков. Получается, что все разнообразие богословских споров сводится к тому, какие из магических практик и элементов отставить в религии, а какие изгнать и объявить ересями.

Но если внутрицерковные дебаты/раздоры были относительно мирным способом поиска истины, то святая инквизиция выступала весьма радикально.
Особый суд католической церкви под названием «Инквизиция» («Святой отдел расследований еретической греховности») был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Новое структурное подразделение было независимо от епископов (главное духовное лицо на определенной территории). Заведование инквизиционными судами закрепилось за монахами доминиканского ордена. Основной задачей инквизиции было определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Статья в Википедии.

Первоначально усилия инквизиции были направлены на:
- осознание границ дозволенного и недозволенного внутри учения (архетип Мудреца, отчасти Мага), что роднит их с богословами;
- укрепление позиций католичества (диктат пап, архетип Правителя).
Еретичными объявлялись те течения (Катары и Вальденсы, например), в которых чувствовалась угроза доминантам. Вспыхнули костры.


слева: сожжение тамплиеров, источник фото; справа: сожжение Яна Гуса источник фото

С конца XV века в Европе среди обычного населения распространяются представления о массовом присутствии ведьм, заключивших договор с дьяволом и нечистой силой. Что могло стать причиной такого всплеска? Видимо, миряне осознали вторичные выгоды от доносов. Да и Великий голод и чумные эпидемии подогревали уровень истерии с поиском виновных (я бы тоже в подобной ситуации истерила). И компетенция инквизиции дополнилась процессами над ведьмами. В 1486 году доминиканцы Генрих Крамер и Якоб Шпренгер написали «Молот ведьм», трактат по демонологии с описанием надлежащих методов преследования ведьм. К концу XVI века инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.

После эпохи Средневековья вместе с Возрождением, когда бушующее улеглось, из-под юрисдикции магии вышли химия (покинув алхимию), астрономия (покинув астрологию), биология с медициной и прочие. Новые науки полностью сменили свою архитипическую принадлежность с Мага-Волшебника на Философа-Мудреца. Конечно, ни алхимия, ни астрономия не умерли.

Но в сознании людей произошел важнейший перелом. Концепция теоцентризма заменилась антропоцентризмом. Научное знание стало превалировать над религией. И больной человек теперь не шел в храм или отправлялся в паломничество, вымаливать выздоровление, обращался не к банщику-цирюльнику за кровопусканием или ведьме-травнице. Он посылал к доктору за микстурой и лечебными порошками. Да и сейчас большинство людей предпочитает традиционную медицину с понятными таблетками. А к магическим способам лечения обращаются тогда, когда научная официальная медицина помочь не может. Или, если решают идти своим путем, слушая свое тело и его потребности, начинают осознанное самолечение (чтобы за этим не стояло). Последний вариант очень похож на дошаманские практики, основанные на индивидуальном опыте общения с непознанным и магическим. Но не буду отвлекаться.

Совсем недавно с исторической точки зрения научный прогресс подкинул обществу мысль, что во Вселенной возможно существование планет с условиями, похожими на земные (кислород, вода, суша, энергия звезды). От этой мысли так легко перекидывается мостик к идее о том, что человечество не одиноко во Вселенной. Ничего не имею против этой идеи, она мне даже симпатична :)

Но именно за ней определенное количество человеческих страхов переместилось с территории планеты Земля в космическое пространство. Человек боится того, до чего не может дотянуться, что не может познать. Писатели-фантасты с развитием астрономии постепенно отдаляли населенные космические объекты все дальше и дальше от Земли в космос. После Луны и Марса внешняя угроза покинула пределы родной человечеству Солнечной системы и перенеслась в «далекую-далекую Галактику». К примеру: Фрэнсис Годвин «Человек на Луне» (1620-е годы), ссылка на статью в Википедии; Жюль Верн «Вокруг Луны» (1869); Герберт Уэллса «Война миров», описывающая вторжение марсиан на Землю (1897); Рэй Брэдбери «Марсианские хроники» (1950); ... Справедливости ради, скажу, что не все произведения были связаны с опасностью для человеческой цивилизации :)

Инопланетяне могут быть какого угодно вида, от милых и пушистых до омерзительных, с различным уровнем интеллекта (ну не все ж разумны, должны быть и инопланетные животные), неодинаковыми характерами и позицией по отношению к человечеству.


кадр из фильма «Хищники» (2010)

Страшно, когда лучшие земные представители архетипа Воина, оказываются беспомощны перед воинами инопланетными.


кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда» (1977), Чубака и Хан Соло

Очень приятно в компании с «милым и пушистым» Чубакой спасать Галактику.

И, приятнее всего, представить инопланетян максимально похожими на человека :) Но, согласитесь, в образах инопланетян очень мало влияние архетипа Мага. Здесь вероятнее научные данные и связанный с ними архетип Мудреца.
А вот гипогрифы, бонаконы, грифоны, единороги и прочие обитатели бестиария, все они — жители магического мира.

Не все человеческие страхи переселились в космическое пространство. Внушительная часть осталась на Земле. И связана она опять таки с архетипом Мудреца. Ученые же собрали библиотеки известных смертельных вирусов, изобрели атомные бомбы и подошли вплотную к клонированию человека. А вдруг они что-нибудь сделают, и каааак жахнет! Искусственный интеллект попробует поработить людей («Я, робот», 2004) и у него получится (все «Терминаторы»), а человечество и не заметит (все «Матрицы»).


кадр из фильма «Матрица: Революция» (2003)

Неизвестный вирус превратит людей в зомби. Или нового искусственно созданного смертельного вируса станет достаточно для возникновения последней пандемии. Да, это все страшно! Но этот страх лежит в научной или псевдонаучной плоскости. В нем нет магической природы, элемента непознанного, потустороннего и недоступного для понимания человека. Охота на ведьм заменилась травлей ученых. В теоретически возможных бедах виноваты не злые колдуны, а оплошавшие научные работники.

Взгляните на тех животных/птиц/насекомых, не выдуманных, а вполне земных, которых ассоциировали с миром с той стороны или с Темными Магами. Пауки, слизни, змеи, летучие мыши и прочие уже не внушают мистического ужаса (про фобии я помню). Их внешний вид не стал кавайнее, симпатичнее. Они остались неприятными визуально (хотя есть любители). Наука их изучила, описала. И страх сменился на брезгливость.

Пора подвести итог. Получается, что с той точки истории, в которой мы все находимся, именно Средневековье стало последним этапом, на котором активно переосмысливалась магия, как деятельная активность, и Маги, как представители, в масштабах Западной культуры. Поэтому-то усредненный визуальный образ Мага раз за разом обращается к наследию Средних Веков и более ранних исторических периодов (политеизм, язычество, шаманство).

Tags: Архетипы Личности, Маг-Волшебник, Мудрец-Философ
Subscribe

promo zi_nina ноябрь 16, 2015 00:52 1
Buy for 10 tokens
Я пишу про визуальное воплощение архетипов; про взаимосвязи и тандемы архетипов; про одежду, украшения, фильмы и людей. С помощью моих постов можно: • узнать об историях, транслируемых через одежду, • найти свое место в архетипной концепции, • расширить представления о визуальном. А началось все…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments