Наталья Зинина (zi_nina) wrote,
Наталья Зинина
zi_nina

Category:

Какие элементы будут наполнять гардероб Правителя? 2

Мне кажется, все более или менее представляют себе, чем занят Правитель и как он выглядит. Эта очевидность образа делает пост достаточно Капитанским.
Но, я должна написать про визуальное воплощение архетипа Правителя. Приступим.

Правитель — первый из старших архетипов, открывающий группу «Возвращение домой». В архитипном цикле занимает место после Творца и перед Магом, что отражается на его образе.
Творец может сотворить одежду себе сам, Маг — «наколдовать».
Правитель для пополнения гардероба использует не себя самого (не хендмейд, доступный для самостоятельного изготовления) и не непонятные простым смертным технологии. Ему нужны люди, занимающиеся одеждой на профессиональном уровне. Нужна именно команда, пусть ее члены не всегда знакомы друг с другом, но не отдельный, единственный человек. И мастерство представителей команды специализировано и высоко: кружевницы, вышивальщицы, огранщики и пр.

Если для изготовления одежды и предметов гардероба привлекаются профессионалы высшего класса, то итоговое изделие будет соответствовать классу исполнителей (во вторую очередь) и уровню Правителя (в первую очередь). Зачем же Правителю нужна такая одежда?

Правитель с помощью визуального образа усиливает свой иерархический статус, свое уникальное положение единственной высшей фигуры на территории, подвластной ему. Имидж, статус — не абстрактные понятия для Правителя. Поэтому все элементы внешнего воздействия, которые работают как усилители власти Правителя, будут использоваться.

Отсюда следует, что предметы гардероба Правителя не должны быть общедоступны, даже для приближенных, для знати. Поэтому-то и появились в мировой истории указы, распоряжения, директивы и прочие бумаги, «законы о роскоши», предписывающие каким слоям общества какой цвет нужно носить, запрещающие и ограничивающие то красные каблуки, то меха отдельных животных, то обилие бриллиантов в украшениях, то... Много их было. Первые законы против роскоши в одежде были изданы в эпоху Средневековья, в XIII веке. Согласно им в зависимости от принадлежности к классу общества накладывались строгие ограничения на выбор ткани и форму одежды . Это явление в завуалированном виде и сейчас живо. Хотя все подобные законы всегда нарушались подданными.

Правитель имеет неограниченный доступ к любым ресурсам своей страны от человеческих до природных ископаемых. Одним из важных ресурсов является золото и деньги, богатство.
Как правило, Правители не бедны и имеют доступ к казне. Ну кто будет подчиняться нищему Правителю? Значит одно из первых впечатлений, которые должен производить облик Правителя — демонстрация богатства (не путать с «бахатством»). Ведь за образом Правителя стоит образ его страны.

Каким образом Правителю можно продемонстрировать свое богатство?

1. Уникальность, единичность, редкость, эксклюзивность.
Примеры: драгоценные камни уникальных характеристик (размер, цвет, чистота, историческая ценность); редкие, сложно доставляемые до подвластной территории ткани (шелковая ткань, сотканная их паучьих нитей), перья экзотических птиц, меха редких животных.
Маска Тутанхамона, сделанная из золота, хотя и не была прижизненным аксессуаром фараона, украшена стеклом, очень сложно производимым в тот исторический период веществом.


кольцо с голубым бриллиантом уникального оттенка Oppenheimer Blue, проданное по телефону на аукционе Christie’s в Женеве за $57,6 млн; лот побил все мыслимые рекорды ювелирных торгов, 2016 год, источник новости

2. Ручная работа, трудоемкость изготовления, высочайшее мастерство исполнения.
Примеры: одежда категории haute couture, украшения от лучших ювелиров, тончайшее кружево ручной работы (игольное, коклюшечное), сложнейшие вышивки с использованием дорогих материалов (шелк, металлические нити из драгоценных металлов), драгоценные и поделочные камни, закрепленные на тканях, ткани сложные в изготовлении (жаккард, бархат, парча и прочие).


Франс Пурбус Младший (годы жизни 1569—1622), фрагменты парных портретов эрцгерцогов Альберта и Изабеллы; масло по дубовой доске, 60 х 42 каждая; Музей Грунинге, Брюгге

Кружева на воротнике, прошедшем через всю Европу и эволюционировавшим от горгеры (грангола, куэлло) через фрезу и крозе до грангола (или в другой последовательности), получившим сатирическое прозвище «мельничный жернов».
Дворяне рисковали разориться на покупке кружев, а ведь к воротнику еще и одежда нужна, драгоценности тоже лишними не будут.

Здесь стоит упомянуть, что технический прогресс не стоит на месте. Шелк стал доступнее, после того, как Китай потерял преимущество монополиста в его изготовлении. Жаккардовые ткани упали в цене с изобретением станка, позволяющего выпускать их в промышленном количестве. Огранка драгоценных камней с использованием ограночных автоматических станков стала не только быстрее, но с количество дефектов огранки уменьшилось. И другие примеры перехода какого-то из пунктов из высшей категории в более доступную.

3. Увеличение даже до гротесковости элементов одежды или, наоборот, уменьшение; увеличение степени декорирования.
Примеры: драгоценные камни самых крупных размеров, очень длинные шлейфы или манжеты; очень узкие рукава (так, что работать в них невозможно), было актуально до изобретения тканей с большей эластичностью; сплошное покрытие вышивкой всей плоскости ткани; высокие парики и прочее.
Часто такая гипертрофированность усиливалась в карикатурах и сатирических рисунках про модников.


сатирические гравюры 1770-х годов; слева: парикмахер на монтажной лестнице, укладывающий волосы даме в огромную прическу, другой человек с секстантом для измерения расстояния; справа: пара на променаде


William Heath, современные странности, 1829; источник

Образы, приведенные на иллюстрациях выше, родом из эпох, которые сочетают в одежде женщин архетипы Правителя и Любовника, но мысль ясна.

Отдельно оговорюсь про декор, про узоры. Их линии, цвета, будут складываться в аристократической среде, в верхних слоях общества. И будут нести отпечаток даже на одеждах, стилизованных под ушедшие эпохи и представляющие решения для костюмов нижних слоев общества.

Пример для тезиса.
На последнем костюмированном бале в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, устроенном в 1903 году, все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Император Николай II и его супруга были одеты в костюмы царя и царицы. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а мужчины — в костюмы стрельцов или сокольничих. Про бал в Википедии.


гости костюмированного бала

Даже в сравнении с историческими костюмами знати допетровского времени убранство костюмов гостей бала выглядит более изысканным, утонченным и роскошным. Получилась очень красивая, близкая к оригиналам реконстукция, облагороженная эстетикой XIX века (три года от XX века не играют в конкретном примере существенной роли) и богатством приглашенных.
В войско стрельцов набирали из простолюдин, командовали ими боярские дети. В сокольничьи также брали людей неименитых, но они могли повысить свой социальный статус на службе. Так что сравнивать с одеждой современных людям XIX века продолжателей дела стрельцов или сокольничих как-то неуместно. В любом случае слуг при дворе одевают хозяева двора. Что тоже накладывает отпечаток на одежду.

4. Непрактичность.
Именно у Правителя есть суммы, которые можно без угрызений совести потратить на непрактичные вещи. Только Правитель может позволить себе отдать большую цену за наряд, надеваемый единожды. Или подарить такой наряд :)
Примеры: очень тонкие ткани и кружева, которые легко порвать, длинна одежды в пол и шлейфы, которые неизбежно пачкаются даже о чисто вымытый пол, не говоря уж о земле и траве; живые цветы (вянут), бабочки (умирают), хрупкие перья (ломаются), продолжать можно долго.

Про светлый, маркий цвет одежды немного раскрою.
Правитель не ухаживает за своим гардеробом сам: не стирает, не гладит, не чинит. Эти процессы возложены на отдельную команду, на обслуживающий персонал. У Правителя нет необходимости беспокоиться о том, что составит трудности для слуг.
Кроме того, если вещь испортится (обидно, конечно), но трагедии государственного масштаба не будет. Ее можно починить, если целесообразно именно восстановить (ремонт украшения, скажем), а не выкинуть, отдать слуге (скажем, перчатки). Можно приобрести эквивалентную. А можно заменить подходящей из существующего гардероба. И тут плавный переход к следующему пункту.

5. Большое количество вещей в гардеробе.
Пример: после смерти российской императрицы Елизаветы I Петровны в гардеробе императрицы насчитали 15 тысяч платьев (Казимир Валишевский, «Дщерь Петра Великого», 1902).

Визуальный образ, созданный при учете перечисленного выше в полной мере будет попадать в категории «дорого и роскошно».

Конечно, Правитель может пожаловать наряд, обладающий большей частью признаков, описанных выше, своему фавориту или фаворитке. Но это будет уже немного другая история, в которой рассказывается про тандем архетипов Правителя и Любовника. Не будем на нее отвлекаться.

Что еще будет присутствовать в образе Правителя?

Неспешность, отсутствие суеты, подчинение поминутному регламенту. Начальство не опаздывает, оно задерживается. Продуманность всего образа, в котором места случайностям не остается. Продуманность в наивысшей степени, внимание к деталям достойное лучших из перфекционистов. Безукоризненность внешнего вида.

Отсутствие хаоса, даже простой динамики в образе.
Статика костюма, которую проще всего достичь через симметрию. Если асимметрия появляется, то она не кажется случайной. Ее появление запланировано.
Даже тонкие ткани лежат в мягких складках принудительно по корсетам и панье (жесткое моделирование формы), фокю, тюрнюрам и прочим похожим деталям (мягкое моделирование формы).

Из тезисов про скрытый внутренний каркас и статики образа вытекают многослойность, реальная и кажущаяся, и некоторая тяжеловесность, которая может выражается через плотные ткани.
А вдруг шаловливый ветер приподнимет подол легкой ткани слишком короткой юбки, под которой нет нижних юбок?


Кэтрин Миддлтон, герцогиня Кембриджская, визит в Австралию, 2014, конфуз

Так что под кружевами голого тела не будет ( в отличие от Любовника, скажем). На верхнем ярусе одежды под ними будет массив ткани. Если они используются в отделке нижнего слоя, то демонстрируются там, где одежда граничит с телом, но закрытым плотной тканью практически наглухо: край рукавов и запястья рук, вырез горловины и шея с зоной неглубокого декольте, подол платья и нижние юбки с чулками и обувью. Безопасно, даже нужно демонстрировать лицо. Голову же лучше покрыть, особенно женщинам: шляпки, вуали, короны, диадемы, сложные прически, наконец.

Надеюсь за примерами «генеральная линия» поста не потерялась. На всякий случай краткий конспект написанного выше.

Ресурсы, богатство, дороговизна/недоступность:
- уникальность, единичность, редкость, эксклюзивность
- ручная работа, трудоемкость изготовления, высочайшее мастерство исполнения
- гротесковость элементов одежды, увеличение степени декорирования
- непрактичность
- большое количество вещей в гардеробе
- отсутствие многофункциональности (два в одном)
- продуманность всего образа и отдельных его деталей, безукоризненность
- статика, симметрия
- скрытый внутренний каркас, жесткий и мягкий, многослойность, тяжеловесность и плотность тканей

Пока останавливаемся. Продолжение будет.

Tags: Архетипы Личности, Правитель
Subscribe

promo zi_nina november 16, 2015 00:52 1
Buy for 10 tokens
Я пишу про визуальное воплощение архетипов; про взаимосвязи и тандемы архетипов; про одежду, украшения, фильмы и людей. С помощью моих постов можно: • узнать об историях, транслируемых через одежду, • найти свое место в архетипной концепции, • расширить представления о визуальном. А началось все…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments